Для контроля дыхания мозг может быть не обязателен

Фото: Eder Oliveira / unsplash.com

«Ох, это мое guilty pleasure», — говорит кто-нибудь, смущенно улыбаясь, и вы понимаете, что человеку действительно что-то нравится, но при этом есть причины, по которым он не может признаться в этом окружающим. Русский рэп (или песни Иосифа Кобзона), «желтый» сайт со сплетнями о звездах, который он регулярно читает за ужином, или леопардовые лосины, которые пусть и носятся только дома, но заставляют девушку почувствовать себя богиней. А у вас есть «стыдное удовольствие»? Мы уверены, что да.

Несмотря на то, что мы всегда думаем о вине как о негативной эмоции, исследователи обнаружили, что психологический механизм, лежащий в основе этого чувства, может повысить уровень счастья. К такому выводу пришли ученые из Йельского университета (Yale University) после серии тематических экспериментов.

Интересно, что идея исследования пришла в голову профессору Рави Дхару (Ravi Dhar) в тот момент, когда он наблюдал за своим коллегой поедающим шоколад. По словам ученого, этот человек выглядел так, словно одновременно испытывал и отвращение к лакомству, и невероятное удовольствие от его потребления. «В некоторых случаях, когда вы испытываете чувство вины, вы можете получить даже большее наслаждение, чем без нее», — комментирует Дхар в интервью Daily Mail.

С ним соглашается и Келли Голдсмит (Kelly Goldsmith) из Северо-Западного университета (Northwestern University), которой удалось выяснить, что существует тип людей, в чьем сознании чувства вины и удовольствия буквально сливаются. В ходе эксперимента таким людям больше нравилось есть сладости после того, как модератор напоминал о вреде большого количества сахара для здоровья (другой вариант — после чтения журнала о фитнесе), хоть чувство вины в этом случае и было заметно выше.

Анализ данных подобных исследований показывает, что вместе с усилением удовольствия чувство вины снижает нашу способность к самоконтролю. Ролине Куйер (Roeline Kuijer) и Джессика Бойс (Jessica Boyce ) из Университета Кентербери (University of Canterbury) обнаружили, что участники эксперимента, которые воспринимали шоколадный торт как «стыдное удовольствие», уже после первого кусочка почти переставали контролировать себя, полагая, что им никогда не воспитать силу воли, способную противостоять чему-то настолько большому и настолько вкусному.

В интервью BBC Келли Голдсмит говорит об интересной закономерности: если принять во внимание эту необычную связь в нашей голове, то получится, что некоторые кампании в области здравоохранения могут работать совсем не так, как предполагалось. Банальный пример: надпись «курить запрещено» как бы заставляет курильщика вспомнить о своей вредной, но приятной привычке, а потому курить он в итоге хочет еще больше.

И хотя никто до сих пор не измерял эффективность медицинских кампаний и социальной рекламы с этой стороны, возможно, сосредоточенность их на позитивных моментах действительно могла бы принести пользу каждому из нас.