Мистер Крабс на прозаке: еще немного об опасности антидепрессантов

Micra .

Современные исследователи изучают все и даже больше. И это вполне логично, ведь у них для этого есть как необходимые технологии, так и масса результатов смежных исследований, на которые можно опираться при анализе данных. Впрочем, вопрос о гуманности проведения исследований на людях до сих пор остается открытым. Именно поэтому ученые значительно чаще ставят эксперименты на животных и насекомых: мушках, крысах или, как в этом случае, на крабах.

Новое исследование позволяет говорить о том, что крабы, которых искусственно «подсадили» на прозак (флуоксетин), ведут себя более рискованно, чем их сородичи, которые не принимают антидепрессанты.

Как сообщает Live Science, ученые были заинтересованы в установлении правильной — то есть, безопасной — дозы для лечения тревожных и депрессивных крабов. Все это важно не только для оценки потенциального влияния препарата на человека, но также для понимания того, как препарат, попадающий в океан через сточные воды, может влиять на поведение животных.

Было обнаружено, что крабы Hemigrapsus oregonensis, обитающие у береговой линии, перестают прятаться от хищников при воздействии даже низких уровней гидрохлорида флуоксетина. Об этом сообщает журнал Ecology and Evolution со ссылкой на авторов исследования. «Наши измерения показывают, что крабы, живущие в гаванях и эстуариях, зараженных флуоксетином, имеют более высокий риск смертности», — говорит ведущий автор исследования Элиза Гранек (Elise Granek), профессор кафедры экологии Портлендском университете (Portland State University).

Напомним, что флуоксетин — популярный антидепрессант, один из представителей группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), что означает, что он способен увеличивать количество серотонина, влияющего на мозг, и, как следствие, на настроение. Предыдущие исследования показали, что когда отходы человека, принимающего флуоксетин, попадают в воду, это может изменить репродуктивное и пищеварительное поведение береговых крабов, что, в свою очередь, не может не влиять на экологическую ситуацию.

Обычно исследования, которые пытаются изучить последствия загрязнения для обитателей океана, сталкиваются с общей проблемой: океан слишком большой, а концентрации веществ в лабораториях слишком велики. Однако Гранек и ее коллеги добавляли в воду небольшое количество флуоксетина (от 3 до 30 нанограммов на литр), чтобы посмотреть, как изменится поведение ракообразных.

В результате из 90 крабов, находящихся под действием антидепрессантов, двадцать пять особей были убиты хищным крабом, а шесть самцов погибли, сражаясь с другими крабами. Показательно, что тринадцать особей из тех, что были убиты крабом-хищником, получали максимальную концентрацию флуоксетина (как и четыре особи из шести крабов, погибших на «дуэли»).

Исследователи отмечают, что с увеличением количества людей, проживающих в прибрежных зонах, увеличивается и концентрация антидепрессантов в морской среде. Причем, со временем она будет все выше. Это, по их мнению, должно заставить ученых о всему миру задуматься о том, что имеет смысл изучать влияние антидепрессантов не только на человека (что, безусловно, важно), но и на экосистему.