Битва титанов: может ли виртуальный фитнес заменить реальный

Andrew Rybalko .

Современный фитнес не ограничивается четырьмя стенами. Количество приложений для здоровья, виртуальных фитнес-программ и возможностей для занятий спортом «не выходя из дома» (взять хотя бы ролики на YouTube) поражает, а острая нехватка времени заставляет обращать на них все больше внимания. Кроме того, постепенно появляются и варианты ускоренного фитнеса, куда входят занятия в очках дополненной реальности или костюме «из будущего», который сообщает мышцам импульсы в течение тренировки, позволяя сократить ее в два, а то и в три раза.

За всем этим возникают логичные вопросы. Сможет ли виртуальный фитнес когда-нибудь заменить реальный? И насколько эффективны инновационные подходы в сравнении с традиционными?

Эксперты в области здорового образа жизни уверены, что виртуальный (или цифровой) фитнес — это в любом случае хорошо. Просто потому, что с его помощью возможность заниматься спортом появляется у людей, которые по тем или иным причинам не могут пойти в спортзал. Да, у вас может не хватать сил на тренажерку после работы, но вполне хватать на 15-20 минут самостоятельных занятий. Также безусловным преимуществом фитнес-программ, которые всегда под рукой, является то, что большинство из них объединяют рекомендации по упражнениям с советами диетологов и важными напоминаниями. О том, например, сколько воды нужно пить и когда.

В западной литературе такой подход к занятиям спортом все чаще называют exergames, объединяя в термине «физические упражнения» и «игры». Впрочем, это больше справедливо для особых программ — Wii Fit Plus, Fitness Evolved, Kinect Sports — которые используются как для спортивной подготовки, так и для реабилитации. Исследования виртуального фитнеса, сообщает Very Well, показывают, что подобные программы, помимо прочего, увеличивают коэффициент удовольствия от занятий спортом, а также способствуют большей отдаче и соблюдению плана.

Исследовательская группа Вюрцбургского университета (University of Wuerzburg) во главе с профессором Жаном Люком Лугрином (Jean-Luc Lugrin) оценили влияние «аватаров» — образов пользователей виртуальных систем фитнеса — на их производительность. Анализ данных показал, что реалистичные «аватары» приводили к большим успехам, по сравнению с нереалистичными. Интересно и то, что во время эксперимента участники сообщали, что мускулистые «аватары», совсем не похожие на их реальные фигуры, наделяли их «чувством власти». Но, судя по результатам, не над своим телом.

Несмотря на все это, ученые не уверены, что на данный момент виртуальные тренеры могут заменить реальных. Скорее это может стать дополнением к тренировкам — на те случаи, скажем, когда погода за окном не очень и выходить из дома не хочется от слова «совсем». Также виртуальные наставники, как и виртуальные «коллеги», могут выступать в качестве эффективной социальной поддержки. Это относится к приложениям для бега, где можно сравнивать свои успехи с достижениями других пользователей, а также находить друзей, которые регулярно бегают в том же районе, что и вы.

В своих выступлениях на Motionsoft Technology Summit в 2016 году эксперты подчеркивали, что внимание фитнес-индустрии сегодня должно быть сосредоточено на индивидуальном обслуживании каждого клиента. Виртуальные фитнес-системы персонализированы, они могут учитывать наши потребности и подстраиваться под них, и в этом их основное преимущство. В дополнение к этому, цифровой фитнес предоставляет человеку стимуляцию в формате видео- и аудиоконтента, что оказывает положительное влияние на регулярность занятий и общую мотивацию.