Есть вопрос: зачем мы даем имена неодушевленным предметам

Согласно опросу, проведенному в 2013 году американской страховой компанией Nationwide, около 25% владельцев автомобилей называют свою машину по имени. Безусловно, такой опрос нельзя считать хоть сколько-нибудь научным, но бытовая статистика в данном случае может быть идеальным отражением реальности. А у вас в офисе есть фикус по имени Федор? Или, возможно, вешалка Верочка?

Многим людям нравится называть вещи, которые их окружают — ноутбуки, микроволновые печи, тумбочки и обогреватели — человеческими именами. Но если вспомнить примеры такого одушевления, то легко заметить, что оно строится по определенной схеме. Несмотря на то, что в мире всегда есть место оригинальности, не каждый решится дать имя, скажем, своему унитазу. В то же время другие неодушевленные предметы в смысле наименования пользуются у нас особенной популярностью.

Почему мы даем прозвища одним объектам, но не даем другим? Ответ, как выяснилось, кроется в сочетании нескольких особенностей человеческой психики.

Принцип похожести

«Чаще всего это связано с тем, чем неодушевленный предмет кажется человеку. Это может быть общее «поведение» или только одно действие, которое делает вещь похожей на человека и заставляет нас относиться к ней по-человечески», — говорит Николас Эпли (Nicholas Epley), эксперт в области поведенческой науки из Чикагского университета (University of Chicago).

Одно из исследований, опубликованное в 2014 году в журнале Experimental Social Psychology, показало, что уровень нашего доверия к транспортному средству растет тем заметнее, чем больше у него появляется антропоморфных функций (например, голосовое управление). А исследование 2016 года, опубликованное в журнале Experimental Psychology: General, выяснило, что компьютерный текст, прочитанный человеческим голосом, скорее воспринимается людьми как текст, написанный человеком, чем если мы читаем его самостоятельно.

Эти и подобные исследования свидетельствуют о том, что когда мы формируем с технологиями какую-то связь, мы склонны оценивать их как более человечные. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что мы однажды назовем гаджет или предмет человеческим именем.

Границы собственности и одиночество

В своей книге Mindwise Николас Эпли пишет, что мы, в первую очередь, склонны антропоморфизировать объекты, которые выглядят как люди (например, фары автомобиля похожи на глаза человека). Интересно, что на восприятие влияет и движение: эксперименты с роботами в 2007 году показали, что они кажутся людям более человечными, когда скорость их движения близка к нашей.

Также присвоение имен может быть связано с объяснением, почему вещи не работают или работают не так, как нам того хотелось бы. Эпли поясняет, что мы автоматически воспринимаем любые механизмы как надежные, так что когда они без видимых причин начинают вести себя странно, это больше похоже не на машину, но на человека.

Нельзя забывать и о том, что имена порой помогают нам провести границу между личной и общественной собственностью. «Возможно, одни из первых вещей, которым люди стали давать имена, были лодки в гавани. Это помогало понять, какая лодка кому принадлежит», — говорит в интервью The Cut лингвист Дэвид Петерсон (David Peterson). Со временем, добавляет эксперт, тенденция из необходимости превратилась в традицию.

И наконец, некоторые люди с большей вероятностью станут давать имена тому, что их окружает. В исследовании 2008 года, опубликованном в журнале Psychological Science, отмечается, что так склонны поступать те, кто испытывает недостаток в социальных связях и пытается компенсировать это, создавая связи с домашними животными и неодушевленными объектами.

Однако вещи, которые мы используем чаще всего, не обязательно являются теми же самыми вещами, которым мы даем имена. Возвращаясь к примеру с унитазом:  почему бы нам не придумать ему прозвище, учитывая, насколько часто мы его используем? Ответ, по словам Петерсона, лежит на поверхности. Если вы называете что-то по имени, то вы, вероятно, ожидаете, что кто-то это имя услышит. А туалет, согласитесь, не лучшее место для встреч с друзьями.