Палтеринг: что нужно знать о границе между правдой и ложью

Не секрет, что крупные бизнесмены, политики, руководители, да и, если разобраться, обычные люди часто врут. Но вы вряд ли догадываетесь, что он могут делать это, говоря правду. Каким образом? Все становится понятнее, если разбирать ложь на примере.

Скажем, мама спрашивает сына-школьника, сделал ли он домашнюю работу. На что мальчик говорит: «Я написал сочинение по литературе и сделал английский». И это правда. Но это, конечно, не является ответом. Потому что, помимо озвученного, ему также были заданы геометрия и русский. А возможно, сочинение было написано еще неделю назад (да и задано тогда же), а сам мальчик еще не приступал к «домашке» на завтра. Тем не менее, его ответ нельзя в полной мере считать ложью, как, впрочем, нельзя считать и правдой.

Полуправда — или, как вариант, полуложь — настолько распространена в повседневной жизни, что не так давно психологами был придуман термин, описывающий это явление. Палтеринг (от англ. to palter — плутовать, кривить душой, хитрить) — балансирование на границе между правдой и ложью, которое позволяет врать собеседнику, не становясь лжецом или обманщиком в привычном понимании этих слов.

В 1996 году Белла ДеПауло (Bella DePaulo), психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (University of California Santa Barbara), обнаружила, что каждый человек лжет в среднем 1-2 раза в день. Ей удалось увидеть это, попросив участников фиксировать в блокноте каждую ситуацию, в которой они вынуждены были солгать, даже если это делалось из лучших побуждений. Из 147 участников первого эксперимента только 7 признались, что вообще не лгут. Но мы, разумеется, можем только догадываться, говорили они чистую правду или нет.

Об этом пишет BBC Future, отмечая, что большая часть лжи была невинной и даже доброй. Что-то вроде: «Я сказала ей, что она хорошо выглядит, но на самом деле она была похожа на дирижабль». Многие также использовали ложь, чтобы скрыть смущение. Одна из участниц, например, сделала это во время дружеского ужина, поскольку не хотела признаваться, что ее мужа недавно уволили с хорошей должности. Анализируя данные, ДеПауло написала, что участники ее исследования часто не понимали, как много они лгут, по той простой причине, что некоторая ложь была настолько «обыденной и ожидаемой, что они ее совершенно не замечали».

Тодд Роджерс (Todd Rogers) и его коллеги из Гарвардской школы имени Кеннеди (Harvard Kennedy School) заметили, что когда политики не хотят отвечать на вопрос, но вынуждены на него ответить, они пользуются именно этим приемом. Следующие исследования позволили им говорить о том, что уловка очень распространена и во время деловых переговоров. Больше половины руководителей (всего их было 184 человека) признались в использовании этой тактики.

Что интересно, человек, представляющий собеседникам полуправду, полагал, что он скорее поступает бизнес-ориентированно, а не лживо. Однако люди, которые были обмануты, не видели различий между ложью и палтерингом. «Вероятно, это приводит к серьезным проблемам в коммуникации, поскольку руководители думают, что если неправда будет раскрыта, ее воспримут правильно, а слушатели в любом случае посчитают это ложью», — говорит Роджерс в интервью BBC.

К сожалению, палтеринг все чаще воспринимается как полезный инструмент, хотя не является таковым. По мнению исследователей, это происходит потому, что в жизни каждого человека присутствует слишком много конкурирующих целей. «Мы хотим достичь узкой цели, поскорее продать дом или уйти с работы пораньше, но мы также хотим, чтобы окружающие воспринимали нас как честных. Иногда эти цели противоречат друг другу», — объясняет Тодд Роджерс.

Повсеместная распространенность лжи, предполагают ученые, может быть связана и с нашим воспитанием. Ложь присутствует в социальных взаимодействиях с раннего детства, когда родители рассказывают детям о зубных феях и существовании Деда Мороза, а затем объясняют ребенку, что нужно благодарить людей даже за подарки, которые ему не нравятся.